Далекое прошлое нашей Земли

Когда же в московских лесах впервые появился человек? Ответить на этот вопрос не так-то просто. В 1939 г. при работах по сооружению канала имени Москвы на берегу реки Сходни, недалеко от ее впадения в Москву-реку, на глубине 4 м была найдена часть черепа (черепная крышка) человека со многими чертами, сближающими его с неандертальцем. Известно, что неандертальцы (так назвали этого древнего человека по первой находке его костей в долине реки Неандра близ Дюссельдорфа, на территории современной Германии) уже далеко ушли в своем развитии от обезьяноподобных предков. Но потребовались десятки тысяч лет тяжелой борьбы за существование, пока трудовые навыки сделали человека таким, каким он стал сейчас.

Геологический возраст находки - конец эпохи Великого оледенения. В одних отложениях с черепом были сделаны палеонтологические и палеоботанические находки. Над человеческим черепом оказались кости первобытного быка, мускусного овцебыка. Были обнаружены и кости мамонта - человек был его современником и, видимо, врагом. На одном уровне со сходненским черепом были встречены многочисленные древесные остатки березы, ольхи, ивы.

Значит, в позднем палеолите (древнекаменном веке), около 15 тысяч лет назад, когда граница последнего оледенения еще проходила по Верхней Волге, человек, продвигаясь к северу вслед за отступлением кромки ледника вместе с растениями и животными, уже достиг территории Москвы.

Первые достоверные сведения о поселениях людей в лесах Подмосковья относятся к эпохе, отстоящей от нас на 5-6 тысяч лет. В это время группы рыболовов и охотников жили на берегах небольших рек или озер, у самой воды, так что остатки их поселений теперь зачастую прикрыты образовавшимися в этих местах торфяниками или задернованы, а нередко покрыты кустарником и лесом.

Древнейшие из неолитических стоянок на Московской земле были обнаружены в 1923 году на западной оконечности полуострова Серебряный бор известным археологом М. В. Городцовым, а в 1924 году около деревни Щукино - молодыми в ту пору археологами Б. А. Куфтиным и М. В. Воеводским. Конец III - начало II тысячелетия до нашей эры - вот время существования Щукинского сезонного неолитического поселения рыбаков и охотников. Прошли уже многие тысячелетия после отступления ледника. Установился климат, близкий к современному. Но природа не баловала людей. Реки и леса изобиловали богатством, а взять их можно было лишь упорным трудом.

Свои орудия - наконечники стрел, копий, гарпунов, рыболовные крючки, топоры, ножи и разные скребки - жители стоянок делали из камня и кости. Здесь же находили гладкие каменные плиты, служившие для шлифовки изделий из камня, а также полированные каменные украшения, свидетельствующие о том, что первобытным охотникам и рыболовам была известна и техника шлифовки.

Вне своей племенной группы одинокий охотник или рыбак со своими кремневыми орудиями неизбежно погиб бы в борьбе с природой. Рыболовство велось лишь коллективно - ставились сети, устраивались так называемые заколы - изгороди в устье ручьев. Водораздел был покрыт дремучим и почти непроходимым лесом - вот почему стоянки жались к самой реке. Жилища этих людей не были постоянными и обычно представляли собой круглые землянки, над которыми сооружался шалаш. В центре землянки располагался каменный очаг. Иногда это были легкие шалаши, поставленные на настил из жердей. Однако рыболовы, по-видимому, имели обыкновение возвращаться на места удачного лова рыбы, и стоянки их возобновлялись на том же месте в течение ряда сезонов.

Жители щукинских стоянок уже умели делать керамическую посуду, прежде всего горшки, в которых на очагах готовили пищу. Горшки лепили вручную, а обжиг производили на костре. Для улучшения теплопередачи или для украшения сосудов (точно сказать трудно) древние люди наносили на них ряды глубоких ямочек. Ямочки, как обнаружили ученые по форме углублений, наносились «чертовым пальцем» - окаменелым скелетом древнего головоногого моллюска -белемнита, который древние люди находили в юрских и меловых отложениях на берегу Москвы-реки. Изготовление керамических сосудов в те времена было исключительно делом женщин. Это доказано при помощи дактилоскопии - по отпечаткам пальцев на глиняных горшках, которые находят археологи.

Во время строительства Волоколамского шоссе около села Спас были обнаружены предметы так называемой фатьяновской культуры эпохи бронзы. Фатьяновцы - скотоводы, пришедшие в наши места около 3500 лет назад из степей юго-востока. Они пользовались и бронзовыми орудиями труда, хотя сами их не изготавливали (видимо, принесли с собой с маршрутов своих кочевок), но были мастерами обработки камня. В их стоянках и могильниках находят очень хорошо изготовленные и отшлифованные каменные топоры.

По крайней мере с времен фатьяновских стоянок люди не покидают берегов Москвы-реки в нашем районе. Вскоре они научились делать железо из встречающейся здесь болотной руды и при помощи железных орудий повели наступление на лес, освобождая место под земледелие. Усложнялось жилище, которое превращалось в дом из бревен, для защиты от врагов строились укрепленные родовые поселки, окруженные рвами, валами и бревенчатыми частоколами. Наиболее удобные места, где родовая община могла жить в безопасности рядом с рекой (вода и рыбная ловля), лесом (дрова, стройматериалы, охота, сбор меда - бортничество), расчищенными для земледелия полями, лугами для скота, редко оказывались незаселенными. Многие поселения, судя по толщине слоя земли, переполненного материальными свидетельствами человеческой деятельности - культурного слоя, непрерывно существовали сотни и даже более тысячи лет.

Площадки укрепленных городищ, как правило, были невелики. На них обычно размещалась небольшая родовая община в 60-80 человек. Но со временем население увеличивалось, и по соседству с городищами появились неукрепленные поселения. Археологические находки говорят о широком освоении нашей местности жителями эпохи ран-нежелезного века. На территории нашей будущей столицы жили скотоводы и ткачи, охотники и металлурги, гончары и косторезы.

Каково этническое происхождение наиболее древних обитателей нашего района - неизвестно. В более поздних слоях археологи находят предметы и свидетельства балтийских и финно-угорских культур. Но по крайней мере с X века культурный слой наших городищ принадлежит хорошо известным по летописям славянским племенам вятичей.

В хозяйстве славян главную роль играло земледелие, поэтому они чаще селились на ровных местах, среди своих полевых угодий. Общины вятичей, объединенные в большой племенной союз, не враждовали между собой, поэтому их поселения были обычно окружены лишь бревенчатой оградой для защиты от диких зверей. Остатки таких поселений, не имеющих следов земляных укреплений, труднее обнаружить на местности. Чаще они обнаруживаются случайно благодаря сохранившемуся на их месте интенсивно-черному культурному слою и находкам в нем глиняной посуды, изготовлявшейся на гончарном кругу, изящной по форме и украшенной волнистым или зубчатым орнаментом. На правом берегу Москвы-реки, ниже деревни Мякинино, археологи ведут раскопки подобного большого селища, жизнь на котором продолжалась несколько столетий, вплоть до начала XVII века.

Значительно дольше, чем у других славян, даже спустя столетия после принятия христианства, держался у вятичей языческий обряд погребения в курганах. Вятичи были уверены, что в загробной жизни все устроено так же, как и в земной. Поэтому в захоронениях оказывались и все повседневные орудия труда, и украшения. Находки рассказывают о занятиях сельским хозяйством, ремеслами, охотой.

Одна из первых в Подмосковье научно организованных раскопок была проведена в 1883 г. сотрудником Археологического общества А. И. Кельсиевым около Митина, где в группе из 6 курганов выделялась известная на всю округу и даже отмеченная в писцовых книгах 1626-1627 гг. «Великая могила», поражавшая своими размерами: насыпь кургана имела высоту больше 7 метров и диаметр около 20 метров.

В 1923 году археологом Б. В. Прохоровым была открыта группа вя-тичских курганов рядом с Мякининым, на расстоянии около 1 км к северу от деревни. Курганный могильник расположен на ровной, слегка покатой к северу местности, частью занятой сейчас пашней. Всего в группе было около 30 курганов, но, возможно, их гораздо больше, так как местность сильно и многократно распахана. Высота курганных насыпей была от 0,4 до 1,5 метра, а диаметр от 4 до 10 метров. В одном из курганов раскопана каменная кладка округлой формы в виде «мостовой», диаметром 1,5 метра.

Погребения во всех исследованных курганах совершались в ямах глубиной от 0, 35 до 1 метра, длиной от 1,65 до 2,7 метра и шириной от 0,7 до 1,0 метра. Покойников, видимо, хоронили в гробах, сшитых из досок, по форме похожих на современные, и укладывали головой на запад. В кургане обычно хоронили одного человека. Из 16 вскрытых погребений 8 оказалось мужских и 8 женских.

Погребальный инвентарь мякининских курганов очень богат и разнообразен. Наиболее интересно здесь то, что в погребениях отсутствует глиняная посуда. Возможно, она заменялась деревянной в связи с какими-либо особенностями погребального ритуала. (Такая же особенность отмечена в некоторых кривичских могильниках Дмитровского района.)

Как бывает чаще всего, основная часть обнаруженного в Мякининских курганах материала собрана в женских погребениях. Найдены железные ножи, остатки ткани, бронзовые пуговицы, серебряные и бронзовые височные кольца, стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, подвески, браслеты, перстни и др.

Семь мужских погребений оказались совсем без вещей, но в одном из них был найден богатый поясной набор. «Набор состоял из одной бронзовой пряжки и 26 серебряных бляшек, из них 25 имели вид небольших пальметок и одна - вид розетки. Пряжка отличается изящной лировидной формой с узкой и длинной обоймой в виде лилии. Это очень редкий тип: подобная пряжка известна только в одном экземпляре, найденном академиком М. Н. Щербатовым недалеко от Мякининской группы курганов. В других местах они не встречались, и это говорит о том, что они местного, может быть, Московского производства...».

По решетчатым ажурным перстням и по ожерельям из шаровидных хрустальных и бипирамидальных сердоликовых бус инвентарь Мякининских курганов был отнесен к племени вятичей. Возраст Мякининского курганного могильника был определен М. В. Городцовым как начало XII века (до монгольского завоевания).

В настоящее время на террасах Москвы-реки севернее Мякинина археологи продолжают раскопки стоянок и захоронений древних людей. Невзрачные на взгляд непосвященного человека черепки, обломки камня или кости могут рассказать специалисту очень многое.